|
Механические
компоненты
Муфта
зубчатая М3
|
|
|
Зубчатая муфта из
высококачественной стали, имеет оптимальное
соотношение размеров и передаваемой мощности, а так
же подходит для эксплуатации при температуре до +120 °C
при использовании специальных уплотнений. Применяется для соединения соосных
горизонтальных валов и передачи крутящего момента
при угловых, радиальных и осевых смещениях валов.
Конструкция состоит из двух ступиц, расположенных в
специальных обоймах с сальниковыми уплотнениями.
Ступицы растачиваются под размеры соединяемых валов.
Компенсация возникающих смещений обеспечивается за
счет применения специальной формы зуба. Изделие изготовляется в
соответствии с требованиями ГОСТ 5006-55, ГОСТ
5006-83, ГОСТ 5006-94, ГОСТ Р 50895-96 из прочных
углеродистых сталей с последующей закалкой зубьев.
Особенности муфты:
- высокие показатели допустимых нагрузок;
- компенсирующая способность, одновременно в
нескольких направлениях;
- проста и надежность конструкции;
- компактные размеры.
|
|
|
|
|
Основные характеристики
|
Наименование
муфты |
Диаметр вала,
мм |
Наружный
диаметр
муфты, мм |
Длинна
муфты
, мм |
Макс. допустимая
скорость вращения
об/мин |
Максимальный
крутящий момент,
кгс*м |
Масса, кг
МЗ/МЗП |
min |
max |
МЗ-1 |
18 |
40 |
160 |
117 |
6300 |
71 |
12/22 |
МЗ-2 |
30 |
50 |
182 |
147 |
5000 |
140 |
16/32 |
МЗ-3 |
40 |
60 |
220 |
177 |
4000 |
315 |
30/60 |
МЗ-4 |
48 |
75 |
250 |
217 |
3350 |
560 |
51/96 |
МЗ-5 |
45 |
90 |
290 |
242 |
2800 |
800 |
61/124 |
МЗ-6 |
55 |
105 |
320 |
262 |
2500 |
1180 |
81/160 |
МЗ-7 |
60 |
120 |
350 |
292 |
2120 |
1900 |
109/222 |
МЗ-8 |
75 |
140 |
380 |
332 |
1900 |
2360 |
146/294 |
МЗ-9 |
85 |
160 |
430 |
342 |
1700 |
3000 |
176/348 |
МЗ-10 |
105 |
180 |
490 |
372 |
1400 |
5000 |
264/528 |
МЗ-11 |
115 |
220 |
545 |
412 |
1250 |
7100 |
376/744 |
МЗ-12 |
135 |
250 |
590 |
492 |
1120 |
10000 |
531/1040 |
МЗ-13 |
155 |
280 |
684 |
537 |
1000 |
15000 |
739/1500 |
МЗ-14 |
175 |
320 |
734 |
577 |
900 |
20000 |
933/1248 |
МЗ-15 |
195 |
350 |
784 |
657 |
800 |
25000 |
1288/2474 |
МЗ-16 |
270 |
390 |
900 |
794 |
430 |
37500 |
1547/2690 |
|
|
|
|
Выбор муфты по мощности и оборотам
привода
|
Мощность
привода
(КВт) |
3000
(об/м) |
1500
(об/м) |
1000
(об/м) |
750
(об/м) |
600
(об/м) |
500
(об/м) |
30 |
МЗ-2 |
МЗ-3 |
МЗ-3 |
МЗ-3 |
- |
- |
37 |
МЗ-3 |
МЗ-3 |
МЗ-4 |
МЗ-4 |
- |
- |
45 |
МЗ-3 |
МЗ-3 |
МЗ-4 |
МЗ-4 |
МЗ-5 |
МЗ-5 |
55 |
МЗ-3 |
МЗ-4 |
МЗ-4 |
МЗ-5 |
МЗ-5 |
МЗ-5 |
75 |
МЗ-3 |
МЗ-4 |
МЗ-4 |
МЗ-4 |
МЗ-5 |
МЗ-6 |
90 |
МЗ-4 |
МЗ-4 |
МЗ-5 |
МЗ-5 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
110 |
МЗ-4 |
МЗ-5 |
МЗ-5 |
МЗ-5 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
132 |
МЗ-4 |
МЗ-5 |
МЗ-5 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
160 |
МЗ-4 |
МЗ-5 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
200 |
МЗ-4 |
МЗ-5 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
250 |
МЗ-5 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
МЗ-7 |
315 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
МЗ-7 |
МЗ-7 |
МЗ-7 |
400 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
МЗ-7 |
МЗ-7 |
МЗ-7 |
500 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
МЗ-7 |
МЗ-7 |
МЗ-8 |
630 |
МЗ-6 |
МЗ-6 |
МЗ-7 |
МЗ-8 |
МЗ-8 |
МЗ-8 |
800 |
МЗ-6 |
МЗ-7 |
МЗ-7 |
МЗ-8 |
МЗ-8 |
МЗ-9 |
1000 |
МЗ-6 |
МЗ-7 |
МЗ-8 |
МЗ-8 |
МЗ-9 |
МЗ-10 |
1250 |
МЗ-6 |
МЗ-8 |
МЗ-8 |
МЗ-9 |
МЗ-10 |
МЗ-10 |
1600 |
МЗ-6 |
МЗ-8 |
МЗ-8 |
МЗ-9 |
МЗ-10 |
МЗ-11 |
2000 |
МЗ-7 |
МЗ-9 |
МЗ-9 |
МЗ-9 |
МЗ-11 |
МЗ-11 |
2500 |
МЗ-7 |
МЗ-9 |
МЗ-9 |
МЗ-11 |
МЗ-11 |
МЗ-12 |
3150 |
МЗ-8 |
МЗ-10 |
МЗ-12 |
МЗ-11 |
МЗ-12 |
МЗ-13 |
4000 |
МЗ-8 |
МЗ-11 |
МЗ-13 |
МЗ-12 |
МЗ-13 |
- |
5000 |
МЗ-8 |
МЗ-12 |
МЗ-13 |
МЗ-13 |
- |
- |
|
|
|
|
Компенсируемые отклонения |
|
|
|
|
|
|
Осевое |
Угловое |
Радиальное |
|
|
|
|
Чертеж муфты МЗ |
|
|
Наименование
муфты |
d/d1
min |
d/d1
max |
D |
D1 |
D2 |
D3 |
L |
B |
E |
C |
A |
n |
Кол-во
зуб.
z |
Мод.
зуба
m |
Масса,
кг |
МЗ-1 |
18 |
40 |
160 |
110 |
140 |
65 |
117 |
112 |
55 |
17 |
49 |
12х6 |
30 |
2,5 |
12 |
МЗ-2 |
30 |
50 |
182 |
130 |
160 |
70 |
147 |
138 |
70 |
75 |
12х6 |
38 |
2,5 |
16 |
МЗ-3 |
40 |
60 |
220 |
160 |
190 |
100 |
177 |
172 |
85 |
95 |
12х8 |
40 |
3 |
30 |
МЗ-4 |
48 |
75 |
250 |
185 |
215 |
110 |
217 |
202 |
105 |
125 |
16х8 |
48 |
3 |
51 |
МЗ-5 |
45 |
90 |
290 |
210 |
250 |
130 |
242 |
226 |
115 |
23 |
145 |
16х8 |
56 |
3 |
61 |
МЗ-6 |
55 |
105 |
320 |
240 |
280 |
140 |
262 |
251 |
125 |
160 |
20х6 |
48 |
4 |
81 |
МЗ-7 |
60 |
120 |
350 |
270 |
310 |
170 |
292 |
276 |
140 |
185 |
20х8 |
56 |
4 |
109 |
МЗ-8 |
75 |
140 |
380 |
300 |
340 |
190 |
332 |
301 |
160 |
210 |
62 |
4 |
146 |
МЗ-9 |
85 |
160 |
430 |
330 |
380 |
210 |
342 |
316 |
165 |
25 |
220 |
24х8 |
46 |
6 |
176 |
МЗ-10 |
105 |
180 |
490 |
390 |
440 |
260 |
372 |
349 |
180 |
245 |
24х10 |
56 |
6 |
264 |
МЗ-11 |
115 |
220 |
545 |
445 |
495 |
300 |
412 |
389 |
200 |
30 |
280 |
24х12 |
48 |
8 |
376 |
МЗ-12 |
135 |
250 |
590 |
490 |
540 |
340 |
492 |
464 |
240 |
350 |
54 |
8 |
531 |
МЗ-13 |
155 |
280 |
684 |
555 |
624 |
380 |
537 |
499 |
260 |
35 |
375 |
38х10 |
48 |
10 |
739 |
МЗ-14 |
175 |
320 |
734 |
608 |
674 |
420 |
577 |
542 |
280 |
405 |
38х12 |
54 |
10 |
933 |
МЗ-15 |
195 |
350 |
784 |
658 |
724 |
480 |
657 |
622 |
320 |
480 |
58 |
10 |
1288 |
МЗ-16 |
270 |
390 |
900 |
750 |
825 |
530 |
794 |
710 |
340 |
45 |
531 |
38х16 |
56 |
12 |
1547 |
|
|
Конструкция зубчатой муфты МЗ |
|
|
|
Зубчатая муфта МЗ состоит из ведущей 1 и
ведомой 4 полумуфт с внешними зубчатым венцом, двух
зубчатых обойм 2 и 3 с внутренними зубьями. Зубчатые
обоймы скрепляются друг с другом при помощи болтов 7
и гаек 6. К зубчатым обоймам крепятся винтами 9
крышки 5 и 8 со встроенными в них уплотнениями 10. В
одной из зубчатых обойм выполняется отверстие,
закрываемое резьбовой пробкой, которое служит для
заливки смазки в полость муфты. Внутреннее
пространство муфты заполняется консистентной или
жидкой смазкой высокой вязкости для уменьшения
износа зубьев и повышения КПД муфты.
Для зубчатых муфт, была специально
разработана особая форма зуба. Если зубья шестерен
делать просто прямыми, профиль шестерни будет больше
изнашиваться, потому, что в условиях перекоса
контакт зуба будет минимальным. Кроме того, будет
возникать чрезмерный люфт. Из-за этого люфта и
минимального контакта зубьев между ступицей и
обоймой, кромка зубьев будет быстро изнашиваться,
значительно сокращая срок службы муфты. Поэтому
вместо ступиц с прямыми зубьями используются ступицы
с округлой формой зуба. Зубья венца имеют кривизну
по боковой поверхности, что увеличивает площадь
контакта между ступицей и втулкой, снижает давление
на кромку и, следовательно, увеличивает срок службы
муфты.
Компенсирующие возможности муфты
обеспечиваются радиальными и осевыми зазорами
зубчатого зацепления. Для повышения уровня
компенсации углового перекоса, зубьям придают
бочкообразную форму. Для повышения износостойкости,
зубья подвергают термообработке до твёрдости ≥40HRC,
а зубья обоймы – ≥35HRC. Муфта является подвижной и
способна компенсировать угловые, радиальные смещения
и перекосы осей валов. Таким образом, на механизмы,
подшипники, уплотнения и валы не оказывается
дополнительной нагрузки. Кроме того, используемая
конструкция обеспечивает высокую крутильную
жесткость за счет зубчатых передач и, следовательно,
позволяет считать муфты данного типа
крутильно-жесткими.
Зубчатая муфта М3-5-1-6300-55К1-50-1 надежна
в работе, имеет малые габаритные размеры, благодаря
распределению нагрузки на большое количество зубьев,
отличается технологичностью и возможностью
использования в практически неограниченных
диапазонах угловых скоростей и передаваемых
моментов. Малые диаметральные габариты позволяют
применять эти муфты и в планетарных передачах. |
|
Муфты поставляются в собранном виде. По заказу
производится предварительная расточка, под
необходимые диаметры валов.
Монтаж муфты производится в условиях
исключающих загрязнение и повреждение деталей.
Контроль установки соединяемых валов при монтаже
производится по центрирующим буртикам на втулках.
При установке ступицы необходимо выбрать
правильный метод нагрева, чтобы не ухудшать свойства
материала ступицы. Нагрев обязательно необходим при
посадке с натягом, чтобы ступица могла легко
скользить по валу. Никогда не используйте молоток
для установки или снятия ступицы, так как это может
повредить шестерни, подшипник и т. д.
Контрольная метка на впадине зуба обоймы и
на выступе зуба втулки должны совпадать. Кроме того,
должны совпадать контрольные метки на наружной
поверхности буртов зубчатых обойм. Перекос оси
каждой втулки в процессе эксплуатации относительно
оси обоймы не более α=0°30ʹ. После выверки соосности
муфта собирается окончательно.
При монтаже втулки с валом сопрягаемые
поверхности смазываются солидолом ГОСТ 4366-76. Вид
масла в зависимости от температурного режима и его
объем определяется по таблицам приведенным ниже.
Масло должно покрывать полную высоту зуба при работе
муфты.
Обеспечьте правильную посадку уплотнителей
для надежного удержания смазочных материалов в
муфте. |
|
Диапазон
Температур, С°
|
Тип масел |
Сроки
замены смазки |
От минус 40°до плюс 20° |
ТС-10 по ГОСТ
23652-79 |
В новых муфтах первую замену масла
производят через 100-150 ч. работы;
последующие замены масла производят через
2000-2500 часов работы |
От плюс 20°до плюс 80° |
ИТП-300,
ИГП-38 по
ГОСТ 26191-84
(Аналог: И-50А по ГОСТ
20799 с присадкой ДФ-11 (3…5%), при
температуре выше 50°допускается применение
смазки УНИОЛ-2 ГОСТ 23510-79) |
От плюс 80°до плюс 120° |
ИПП-20 по
ГОСТ 26191-84
(Аналог: ИТП-300 по ГОСТ 26191-84) |
|
|
№ муфты |
МЗ-1 |
МЗ-2 |
МЗ-3 |
МЗ-4 |
МЗ-5 |
МЗ-6 |
МЗ-7 |
МЗ-8 |
МЗ-9 |
МЗ-10 |
МЗ-11 |
МЗ-12 |
МЗ-13 |
МЗ-14 |
МЗ-15 |
Объём масла, л |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,7 |
0,95 |
1,0 |
1,15 |
0,5 |
0,62 |
1,12 |
1,47 |
1,9 |
2,2 |
2,5 |
|
|
Своевременная смазка является единственной основной частью
технического обслуживания зубчатой муфты.
Использование смазки
уменьшает трение между зубами, так как между ними
может происходить относительное
движение, вызванное смещением. Это движение колебательное,
малой амплитуды и высокой частоты, что приводит к
износу материалов и повышенному нагреву. Но при
своевременной смазке, все эти факторы
можно свести к минимуму. Рекомендуется производить
обслуживание через 2000-2500 часов работы, или не
реже 12 месяцев, в зависимости от
режима использования и состояния. Метод ручной упаковки
используется для повторной смазки при ежегодном
обслуживании. |
|
Рекомендации:
-
При скорости вращения более 30 м/с рекомендуется
динамически балансировать муфту.
- Значение TKmax нельзя превышать ни в каком режиме
работы.
- При использовании на высоких скоростях необходимо
обеспечить посадку с достаточным натягом, чтобы
компенсировать воздействие центробежной силы на вал.
При этом следует помнить, что, если контактное
давление между валом и ступицей слишком велико при
посадке с натягом, это может привести к выходу из
строя ступицы.
- Шпоночные канавки должны иметь правильный радиус,
чтобы снизить риск усталостного растрескивания.
Кроме того, следует соблюдать необходимую длину
шпонки, чтобы минимизировать дисбаланс соединения.
- Отверстие ступицы должно быть концентричным, чтобы
минимизировать биение ступицы.
- Если соединяемые валы имеют между собой слишком
маленький зазор, валы могут столкнуться друг с
другом и получить повреждение. |
|
|
|
|