|
Гидравлическое оборудование
/
Насосы гидравлические
/ Шестеренчатые
/ Насос НШ
НШ 10 В-3
Шестеренные
насосы НШ 10 В-3 крепятся на валу отбора
мощности. Крутящий момент передается при помощи
шлицевого соединения вала насоса и вала отбора
мощности, или приводного устройства иного типа.
Предназначены для
нагнетания минерального масла в гидравлических
системах различных механизмов, тракторов,
погрузчиков, сельскохозяйственных машин,
коммунальных устройствах, строительно-дорожной
техники, машин и другой техники. Использование
насосов возможно в различных стационарных
установках с приводом от электродвигателя.
Конструкция обладает
высокой надежностью и долговечностью. Выпускаются в климатическом исполнении У
категории размещения 1 по ГОСТ15150-69.
Изготавливаются различные модификации
шестерённых насосов с рабочим объёмом от 4 до
250 куб. см.
В зависимости от сборки, могут быть: левого
вращения - вращение ведущего ротора против
часовой стрелки, или правого вращения - вращение
ведущего ротора по часовой стрелке, если
смотреть со стороны привода.
|
|
Марка агрегата |
Подача, л/мин |
Давление насоса, кгс/см2 |
Частота вращения, об/мин |
Масса |
НШ 10 В-3 |
21,0 |
16 |
2400 |
3,0 |
|
|
Габаритные и присоединительные размеры НШ-10 |
 |
|
Устройство шестеренного
насоса НШ 10 |
 |
Насос НШ и гидромоторы благодаря высокой надежности и простоте
конструкции получили широкое распространение в
гидроприводах машин различных типов.
Принцип действия шестеренного насоса достаточно прост.
Две шестерни равной ширины ведущая 1 и ведомая 2
находятся в зацеплении и расположены в корпусе 3 с
минимальным радиальным зазором. К торцовым поверхностям
шестерен прилегают боковые стенки насоса.
При
вращении шестерен перекачиваемая жидкость, заполняющая
впадины между зубьями, переносится по внутренней
поверхности корпуса из полости всасывания А в полость
нагнетания Б.
Объемный коэффициент полезного действия в основном
зависит от утечек рабочей жидкости через зазоры,
образованные головками зубьев и корпусом насоса, а также
между торцовыми поверхностями шестерен и боковыми
стенками корпуса. Кроме того, дополнительно возникают
утечки по линии контакта зубьев. Чтобы уменьшить
радиальные утечки, зазор между шестернями и корпусом
насоса делают минимальным, а для снижения торцовых
утечек боковые стенки автоматически прижимаются к
торцовым поверхностям шестерен перекачиваемой жидкостью
под действием рабочего давления. Максимальное значение
коэффициента полезного действия шестеренных насосов —
0,8...0,95.
В шестеренном насосе или гидромоторах ведущая 8 и
ведомая 9 шестерни изготовлены заодно с валами и
заключены в алюминиевый корпус 6. Корпус закрыт крышкой
2, привернутой к нему винтами 11. Опорными подшипниками
скольжения для валов служат «плавающие» бронзовые втулки
5 и 7. Одновременно они выполняют роль упорных
подшипников для торцов шестерен 8 и 9. Между крышкой и
корпусом проложено уплотнительное кольцо 13 из
маслостойкой резины.
Для предотвращения протечек рабочей жидкости и защиты
втулки 5 от попадания пыли и грязи установлено
уплотнение 4, фиксируемое стопорным 1 и опорным 3
кольцами. Кроме того, в крышке выполнены расточки, в
которые вводят дополнительные уплотнительные кольца 12.
Передние бронзовые втулки 5 могут перемещаться вдоль
валов. Втулки автоматически прижимаются к шестерням
независимо oт их износа благодаря подаче рабочей
жидкости под давлением в торец втулки. Этим достигается
высокий коэффициент полезного действия гидромоторов и
увеличивается срок их эксплуатации.
В целях избежания перекоса втулок из-за неравномерной
нагрузки в зоне камер всасывания и нагнетания, со
стороны всасывающей камеры установлена фигурная
разгрузочная пластина 10, обтянутая по контуру резиновым
кольцом. Пластину располагают между крышкой 2 и втулками
5. Между сопряженными поверхностями втулок 5 и 7 для
упрощении сборки предусмотрен зазор 0,1...0,15 мм. После
сборки этот зазор принудительно выбирают, поворачивают
втулки и фиксируя их проволоками 15, вставленными в
отверстия втулок. Рабочая жидкость, просочившаяся вдоль
валов, поступает через отверстие в крышке 2 и отверстие
в ведомой шестерне в полости, соединенные, с камерой
всасывания. К боковым поверхностям корпуса конструкции,
крепят винтами всасывающий и нагнетательный патрубки.
Отверстие большого диаметра под всасывающим патрубком
отмечено на корпусе надписью (Вход). В корпусе
предусмотренно коническое резьбовое отверстие 14 для
отвода просочившейся рабочей жидкости при использовании
гидромашины в режиме гидромотора. В это отверстие
ввертывают штуцер, к которому прикрепляют дренажный
трубопровод, соединяющий внутреннюю полость корпуса с
баком гидравлической системы.
Использовать насосы возможно для левого, и для правого
вращения. Чтобы изменить направление вращения, меняют
местами ведущую и ведомую шестерни, переставляют втулки
так, чтобы их положение и направление разворота стыка и
проволок было таким же, как у задних втулок, а затем
поворачивают крышку 2 на 180°. Нельзя менять направление
входа и выхода в насос, так как это может привести к
выдавливанию рабочей жидкостью сальника ведущей
шестерни.
Переборка насоса с целью изменения направления вращения
не рекомендуется, так как это ведет к потере
эксплуатационных характеристик и значительно уменьшает
срок службы насоса, а соответственно потери гарантии
завода. |
|
 |
Привод гидравлического
насоса: 1 — гидронасос НШ-10; 2 — гайка М8 крепления
гидронасоса (4 шт.); 3 — кронштейн; 4 — картер редуктора
привода; 5,9 — стопорные кольца; 6 — ведомая шестерня;
7,18 — пробки заливного и сливного отверстий; 8 —
ведущая шестерня со шлицевым валом; 10 — крышка картера
с корпусом подшипников; 11 — подшипники; 12 — стопорный
болт; 13 — вилка полумуфты с двумя штифтами; 14 —
резинометаллическая муфта; 15 — приводной шкив
(диаметром 140); 16 — ось блока промежуточных шестерен;
17 — блок промежуточных шестерен; 19 — валка
переключателя; 20 — фигурная бронзовая втулка |
|
Например: Насос НШ 10-В-3
Л У1 Н42.895.00.000ТУ
где, НШ - насос шестеренный;
10 - рабочий объем, см3;
В - модификация;
3* - исполнение по давлению;
Л - направление вращения ведущего ротора, левое,
если смотреть со стороны привода (правое - не
обозначается);
У1 - климатическое исполнение и категория
размещения по ГОСТ 15150. |
|
|