|
Гидравлическое оборудование
/
Насосы гидравлические
/ Шестеренчатые
/ Насос НШ
Насос
масляный НШ
Насос
масляный НШ предназначен для
нагнетания минерального масла в гидравлических
системах различных механизмов, тракторов,
погрузчиков, сельскохозяйственных машин,
коммунальных устройствах, строительно-дорожной
техники, машин и другой техники. Обладает
высокой недежностью и долговечностью
благодаря современным технологиям производства.
Насосы выпускаются в климатическом исполнении У
категории размещения 1 по ГОСТ15150-69.
Изготавливаются различные модификации
шестерённых насосов с рабочим объёмом от 4 до
250 куб. см.
Насос масляный НШ выпускается как левого, так и правого
вращения, в зависимости от сборки. Левого
вращения - вращение ведущего ротора против
часовой стрелки. Правого вращения - вращение
ведущего ротора по часовой стрелке, если
смотреть со стороны привода.
Насос масляный НШ крепятся на валу отбора
мощности, крутящий момент передается при помощи
шлицевого соединения вала насоса и вала отбора
мощности, или приводного устройства иного типа.
Возможно, так же, применение насосов в различных
стационарных установках с приводом от
электродвигателя.
В зависимости от модификации характеристики
насосов могут иметь следующие параметры:
Температура, К (0°С) минимальная: раб. жидкости
273(0), окр. среды 233(-40), максимальная: раб.
жидкости 353(+80), окр. среды 333(+60)
Рабочая жидкость: Лето - Масло М-10В2, М10-Г2
ГОСТ 8581-73. g50°С = 60...70сст.; Зима -
Масло М-8В1, М-8Г ГОСТ 8581-73. g50°С =
40...60сст.
|
|
Марка агрегата |
Раб.
объем см3 |
Частота вращения, с-1
ном. / макс. |
Частота вращения, с-1
ном./макс./мин. |
Коэф. подачи, не менее |
Номинал. подача, л/мин |
Потреб. мощ. кВт (не более) |
Масса |
НШ 6-3 |
6.3 |
16 / 21 |
50/70/8.3 |
0,9 |
16.2 |
6.8 |
1.45 |
НШ 16 Т-3 |
15.6 |
16 / 21 |
40/60/16 |
0,92 |
34.44 |
11.72 |
2.5 |
НШ 32 АП-4 |
31.7 |
20 / 25 |
40/60/16 |
0,94 |
71.5 |
29.0 |
5.5 |
НШ 40 АП-4 |
40.4 |
20 / 25 |
40/50/16 |
0,94 |
91.1 |
38.0 |
6,5 |
Сдвоенные |
НШ 10-10-3 |
10/10 |
16 / 21 |
40/60/16 |
0.92 |
22/22 |
16.8 |
4.2 |
|
Габаритные и присоединительные размеры
НШ 6, НШ 8, НШ 10, НШ 14, НШ 16 |
|
|
Габаритные и присоединительные размеры
НШ 25, НШ 32, НШ 40, НШ 50, НШ 71 |
|
|
Габаритные и присоединительные размеры
НШ 100, НШ 125 |
|
|
Устройство шестеренного
насоса НШ |
|
Насос масляный НШ благодаря высокой надежности и простоте
конструкции получили широкое распространение в
гидроприводах машин различных типов.
Принцип действия шестеренного насоса достаточно прост.
Две шестерни равной ширины ведущая 1 и ведомая 2
находятся в зацеплении и расположены в корпусе 3 с
минимальным радиальным зазором. К торцовым поверхностям
шестерен прилегают боковые стенки насоса.
При
вращении шестерен перекачиваемая жидкость, заполняющая
впадины между зубьями, переносится по внутренней
поверхности корпуса из полости всасывания А в полость
нагнетания Б.
Объемный коэффициент полезного действия в основном
зависит от утечек рабочей жидкости через зазоры,
образованные головками зубьев и корпусом насоса, а также
между торцовыми поверхностями шестерен и боковыми
стенками корпуса. Кроме того, дополнительно возникают
утечки по линии контакта зубьев. Чтобы уменьшить
радиальные утечки, зазор между шестернями и корпусом
насоса делают минимальным, а для снижения торцовых
утечек боковые стенки автоматически прижимаются к
торцовым поверхностям шестерен перекачиваемой жидкостью
под действием рабочего давления. Максимальное значение
коэффициента полезного действия шестеренных насосов —
0,8...0,95.
В шестеренном насосе или гидромоторах ведущая 8 и
ведомая 9 шестерни изготовлены заодно с валами и
заключены в алюминиевый корпус 6. Корпус закрыт крышкой
2, привернутой к нему винтами 11. Опорными подшипниками
скольжения для валов служат «плавающие» бронзовые втулки
5 и 7. Одновременно они выполняют роль упорных
подшипников для торцов шестерен 8 и 9. Между крышкой и
корпусом проложено уплотнительное кольцо 13 из
маслостойкой резины.
Для предотвращения протечек рабочей жидкости и защиты
втулки 5 от попадания пыли и грязи установлено
уплотнение 4, фиксируемое стопорным 1 и опорным 3
кольцами. Кроме того, в крышке выполнены расточки, в
которые вводят дополнительные уплотнительные кольца 12.
Передние бронзовые втулки 5 могут перемещаться вдоль
валов. Втулки автоматически прижимаются к шестерням
независимо oт их износа благодаря подаче рабочей
жидкости под давлением в торец втулки. Этим достигается
высокий коэффициент полезного действия гидромоторов и
увеличивается срок их эксплуатации.
В целях избежания перекоса втулок из-за неравномерной
нагрузки в зоне камер всасывания и нагнетания, со
стороны всасывающей камеры установлена фигурная
разгрузочная пластина 10, обтянутая по контуру резиновым
кольцом. Пластину располагают между крышкой 2 и втулками
5. Между сопряженными поверхностями втулок 5 и 7 для
упрощении сборки предусмотрен зазор 0,1...0,15 мм. После
сборки этот зазор принудительно выбирают, поворачивают
втулки и фиксируя их проволоками 15, вставленными в
отверстия втулок. Рабочая жидкость, просочившаяся вдоль
валов, поступает через отверстие в крышке 2 и отверстие
в ведомой шестерне в полости, соединенные, с камерой
всасывания. К боковым поверхностям корпуса конструкции,
крепят винтами всасывающий и нагнетательный патрубки.
Отверстие большого диаметра под всасывающим патрубком
отмечено на корпусе надписью (Вход). В корпусе
предусмотренно коническое резьбовое отверстие 14 для
отвода просочившейся рабочей жидкости при использовании
гидромашины в режиме гидромотора. В это отверстие
ввертывают штуцер, к которому прикрепляют дренажный
трубопровод, соединяющий внутреннюю полость корпуса с
баком гидравлической системы.
Использовать насосы возможно для левого, и для правого
вращения. Чтобы изменить направление вращения, меняют
местами ведущую и ведомую шестерни, переставляют втулки
так, чтобы их положение и направление разворота стыка и
проволок было таким же, как у задних втулок, а затем
поворачивают крышку 2 на 180°. Нельзя менять направление
входа и выхода в насос, так как это может привести к
выдавливанию рабочей жидкостью сальника ведущей
шестерни.
Переборка насоса с целью изменения направления вращения
не рекомендуется, так как это ведет к потере
эксплуатационных характеристик и значительно уменьшает
срок службы насоса, а соответственно потери гарантии
завода. |
|
|
Привод гидравлического
насоса: 1 — насос масляный НШ; 2 — гайка М8 крепления
гидронасоса (4 шт.); 3 — кронштейн; 4 — картер редуктора
привода; 5,9 — стопорные кольца; 6 — ведомая шестерня;
7,18 — пробки заливного и сливного отверстий; 8 —
ведущая шестерня со шлицевым валом; 10 — крышка картера
с корпусом подшипников; 11 — подшипники; 12 — стопорный
болт; 13 — вилка полумуфты с двумя штифтами; 14 —
резинометаллическая муфта; 15 — приводной шкив
(диаметром 140); 16 — ось блока промежуточных шестерен;
17 — блок промежуточных шестерен; 19 — валка
переключателя; 20 — фигурная бронзовая втулка |
|
ПОДГОТОВКА К
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ |
Перед установкой
насоса обратите внимание на состояние гидросистемы и
всех ее узлов, так как преждевременный выход насоса из
строя может быть обусловлен нарушением правил
эксплуатации, состоянием гидросистемы в целом.
При монтаже насоса следует соблюдать следующие условия:
Проверить отсутствие повреждений монтажного фланца
механизма привода насоса; отсутствие перекоса и
повышенного износа (люфта) муфты привода насоса. Если
обнаружены повреждения, предварительно их следует
устранить, так как в следствии этих повреждений на вал
насоса передаются осевые и радиальные нагрузки,
возникает вибрация насоса, повышенный износ его
подшипников.
Проверить соответствие направления вращения привода и
вала насоса, при несовпадении направлений вращения
происходит выдавливание манжеты вала насоса. Переборка
насоса с целью изменения направления вращения не
рекомендуется, так как это ведет к потере
эксплуатационных характеристик и значительно уменьшает
срок службы насоса, а соответственно потери гарантии
завода.
Всасывающие патрубки и бак гидросистемы должны быть
очищены от грязи и тщательно промыты.
Перед запуском системы, после ее обслуживания,
необходимо установить новый фильтроэлемент или тщательно
промытый старый, а также отчистить сапун гидробака.
Необходимо убедиться, что исполнение насоса по давлению
и рабочему объему соответствует требуемым в
техдокументацию на машину (трактор, автомобиль и т.п.).
После установки
насоса в посадочное место, необходимо равномерно
затянуть крепежные болты и гайки, избегая при этом
перекосов, создающих осевые и радиальные нагрузки на вал
насоса. Крепежные болты и гайки законтрить шайбой. При
монтаже не следует наносить удары молотком по корпусу
насоса.
При установке угловых муфт, штуцеров и т.п., необходимо
следить, чтобы грязь не попала в трубопроводы и насос, а
так же контролировать наличие и целостность
уплотнительных прокладок и колец, смазав их при монтаже
консистентной смазкой.
Промыть и проверить легкость перемещения переливного
золотника гидрораспределителя.
Проверить качество и свойства рабочей жидкости.
Запрещается эксплуатировать насос при наличие в масле
воды и механических примесей выше нормы. Определить их
присутствие можно визуально, масляное пятно на бумаге
имеет серый или черный цвет. В случае признаков
загрязнения, масло следует заменить или отчистить,
так как из-за гидроабразивного износа происходит
разрушение деталей насоса. При необходимости заменить
масло, следует предварительно промыть гидравлическую
систему. Марка масла должна соответствовать требуемой в
инструкции по эксплуатации машины.
После монтажа насоса необходимо установить манометр в
контрольную точку гидравлической системы и проверить
давление настройки защитных устройств: бустеров,
предохранительных клапанов – длительная работа насоса на
предельных нагрузках (на предохранительных клапанах)
ведет к его быстрому износу. Рекомендуется, так же,
провести дополнительную обкатку насоса, работая в первое
время с частичными, минимальными нагрузками. В процессе
обкатки следует проверить работоспособность всех узлов
гидравлической системы, а так же устранить течи масла и
подсос воздуха в соединениях гидросистем. |
|
Способы устранения
неисправностей |
Наименование неисправности,
внешнее проявление и дополнительные признаки |
Вероятная причина |
Способ устранения |
Насос не создает необходимое
давление. |
1
Низкий уровень рабочей жидкости в
баке.
2
Протекание рабочей жидкости через
уплотнение ведущего ротора. |
1
Долить рабочую жидкость до
нормального уровня
2
Заменить манжеты уплотнения
ведущего ротора. |
Из горловины бака для рабочей
жидкости выбивается пена |
Подсос воздуха через
уплотнительные манжеты ведущего ротора или через
уплотнение крепления всасывающего трубопровода
к насосу. |
Заменить манжеты, уплотнительное
кольцо на всасывающем трубопроводе, подтянуть
соединения всасывающей гидролинии. |
Рабочая жидкость протекает через
стык корпуса и крышки насоса. |
Ослабление затяжки болтов
крепления крышки к корпусу. |
Затянуть болты до предела |
Нагрев насоса и бака для рабочей
жидкости |
Быстрый нагрев рабочей жидкости
вследствие ее протекания сквозь щели,
образующиеся при заедании золотника или
перепускного клапана в распределителе. |
Проверить распределитель и
устранить неисправность |
Шум при работе насоса |
Низкий уровень рабочей жидкости в
баке. |
Долить до уровня рабочую
жидкость, и устранить причину ее утечки. |
Критерием отказа является утечка через
уплотнение из за выхода из строя манжеты.
Критерием предельного состояния и выработки
ресурса насоса является снижение подачи более,
чем на 20% от номинального значения из за износа
основных деталей, таких как: роторы и
корпус. |
|
|
|