|
Гидравлическое оборудование
/
Насосы гидравлические
/ Шестеренчатые
/ Насос НШ
Шестеренчатый трехсекционный насос
Шестеренчатый
трехсекционный насос представляет из себя
конструкцию объединяющую в себе несколько
секций различной производительности, например НШ
63-63-32М-4
и т.д. В соответствии с
требованиями заказчика возможны
практически любые
варианты секционирования насосов,
если конструктиные особенности секции позволяют
присоединить следующую ступень.
Шестеренчатый трехсекционный
насос широко
применяется в многогопоточных гидравлических
системах дорожной и
строительной
технике, прессовых и
станочных производственных агрегатах.
Технические параметры,
присоединительные размеры валов и фланцев
одиночных и секционных насосов с
аналгогичной первой ступенью совпадают.
Частота вращения приводного вала секционных
насосов определяется по секции с минимальной
частотой вращения. При
необходимости возможно объединение не только
насосов одной
группы, но и разных групп,
стандартное исполнение правого вращения, по
заказу производится сборка для левого вращения
вала. Шестеренчатый
трехсекционный насос широко востребован на территории бывшего
СССР и используется многими машиностроительными
заводами при проектировании
нового оборудования.
Шестеренчатый трехсекционный насос обладают целым
рядом отличительных особенностей:
отличаются высокой производительностью и
надежной работой при
эксплуатации; проходят строгий контроль в
процессе производства,
приёмосдаточные испытания
на специальном стенде;
соответствуют высоким
техническим требованиям и нормам
принятым в европе;
имеют длительный
гарантийный срок, в течение которого
осуществляется бесплатный ремонт или замена
изделия, если поломка произошла
по вине производителя.
Насос изготовленные на основе
серии М (MASTER) отличаются
новой
конструкцией
с высокой надежностью и
ресурсом, составляющим 2 000 000 циклов, что в 2
раза выше показателей большинства выпускаемых
насосов. Насосы 4-го исполнения, по давлению
аналогичны европейским и подходят для
гидравлических систем с давлением до 20 МПа. В
их конструкции заложены современные наработки,
применены металлофторопластовые втулки,
латунные компенсаторы. Шестеренчатый
трехсекционный насос серии Г изготавливается со сквозным
равнопрочным корпусом, исключающим возможность
перекоса качающего узла, что обеспечивает
стабильную работу насоса на протяжении всего
срока службы.
|
|
Шестеренчатый трехсекционный насос |
Группа 4+4+3 |
НШ63М-63М-32М-3 |
НШ71М-71М-50М-3 |
НШ63М-63М-32М-4 |
НШ71М-71М-50М-4 |
Группа 4+4+4 |
НШ71Г-71Г-50Г-4 |
|
|
|
|
|
Габаритные и присоединительные размеры
НШ63М+63М+32М-4(3); НШ71М+71М+50М-4(3)
Группа 4+4+3 |
|
|
Габаритные и присоединительные размеры
НШ71Г+71Г+50Г - 4
Группа 4+4+4 |
|
|
Показатели производительности отдельных
секций насосов |
НШ20Г-3, НШ23Г-3, НШ25Г-3, НШ28Г-3,
НШ32Г-3, НШ36Г-3, НШ40Г-3, НШ45Г-3, НШ50Г-3, НШ56Г-3,
НШ63Г-3, НШ71Г-3, НШ80Г-3, НШ90Г-3 |
|
|
НШ63Г-4, НШ71Г-4, НШ80Г-4, НШ90Г-4,
НШ100Г-4, НШ112Г-4, НШ125Г-4, НШ140Г-4, НШ150Г-4,
НШ160Г-4, НШ170Г-4, НШ180Г-4, НШ190Г-4, НШ200Г-4 |
|
|
НШ25М-3, НШ32М-3,
НШ40М-3, НШ50М-3 |
|
|
НШ20М-4, НШ25М-4,
НШ32М-4, НШ40М-4, НШ50М-4 |
|
|
НШ100М-3 |
|
|
Область применения
насосов НШ |
Марка |
Давление кгс/м2 |
Объемная подача, л/мин |
Частота вращен. об/мин. |
Масса кг, не более |
Область применения |
НШ 100А-50А |
160 |
173,4+85,8 |
1920 |
25 |
Погрузчики: ТП 330,500. Трактора: Т-330,
Т-500, Т-20.01, Т-35.01, Т-50.01.
|
НШ 32А-10В-3 |
160 |
69,6+21 |
2400 |
9,1 |
Тракторы: Т 28х4 (дизель Д-144), ТТЗ-80
(дизель Д-240), ПК-12.01, Т-50.01 -
погрузчик колесный ЧЗПТ. |
НШ 50Б-10В-3 |
16 |
83,2(67,5+15,7) |
30 |
10,5 |
Автогрейдеры, асфальто-укладчики, трейлеры,
дорожные фрезы. |
|
|
Устройство
и принцип работы секционных шестеренных
насосов |
По
принципу действия шестеренные
шестеренчатый трехсекционный насос достаточно прост.
Две шестерни равной ширины ведущая и ведомая находятся в зацеплении и расположены в корпусе с минимальным радиальным зазором. К торцовым поверхностям
шестерен прилегают боковые стенки насоса. При
вращении шестерен перекачиваемая жидкость, заполняющая
впадины между зубьями, переносится по внутренней
поверхности корпуса из полости всасывания в полость
нагнетания.
Объемный коэффициент полезного действия в основном
зависит от утечек рабочей жидкости через зазоры,
образованные головками зубьев и корпусом насоса, а также
между торцовыми поверхностями шестерен и боковыми
стенками корпуса. Кроме того, дополнительно возникают
утечки по линии контакта зубьев. Чтобы уменьшить
радиальные утечки, зазор между шестернями и корпусом
насоса делают минимальным, а для снижения торцовых
утечек боковые стенки автоматически прижимаются к
торцовым поверхностям шестерен перекачиваемой жидкостью
под действием рабочего давления. Ведущая и ведомая шестерни изготовлены заодно с валами и
заключены в алюминиевый корпус. Корпус закрыт крышкой, привернутой к нему винтами. Опорными подшипниками
скольжения для валов служат «плавающие» бронзовые втулки. Одновременно они выполняют роль упорных
подшипников для торцов шестерен. Между крышкой и
корпусом проложено уплотнительное кольцо из
маслостойкой резины.
Для предотвращения протечек рабочей жидкости и защиты
втулки от попадания пыли и грязи установлено
уплотнение, фиксируемое стопорным и опорными кольцами. Кроме того, в крышке выполнены расточки, в
которые вводят дополнительные уплотнительные кольца. Передние бронзовые втулки могут перемещаться вдоль
валов. Втулки автоматически прижимаются к шестерням
независимо oт их износа благодаря подаче рабочей
жидкости под давлением в торец втулки. Этим достигается
высокий коэффициент полезного действия гидромоторов и
увеличивается срок их эксплуатации.
В целях избежания перекоса втулок из-за неравномерной
нагрузки в зоне камер всасывания и нагнетания, со
стороны всасывающей камеры установлена фигурная
разгрузочная пластина, обтянутая по контуру резиновым
кольцом. Пластину располагают между крышкой и втулками. Между сопряженными поверхностями втулок и для
упрощении сборки предусмотрен зазор. После
сборки этот зазор принудительно выбирают, поворачивают
втулки и фиксируя их проволоками, вставленными в
отверстия втулок. Рабочая жидкость, просочившаяся вдоль
валов, поступает через отверстие в крышке и отверстие
в ведомой шестерне в полости, соединенные, с камерой
всасывания. К боковым поверхностям корпуса конструкции,
крепят винтами всасывающий и нагнетательный патрубки.
Отверстие большого диаметра под всасывающим патрубком
отмечено на корпусе надписью (Вход). В корпусе
предусмотренно коническое резьбовое отверстие для
отвода просочившейся рабочей жидкости при использовании
гидромашины в режиме гидромотора. В это отверстие
ввертывают штуцер, к которому прикрепляют дренажный
трубопровод, соединяющий внутреннюю полость корпуса с
баком гидравлической системы.
Для обслуживания шестеренчатый
трехсекционный насос необходимо
разобрать: отвернуть болты, снять переднюю крышку вместе с
манжетой и кольцами,
отвернуть болты и снять
заднюю крышку, вынуть из корпуса роторы (ведущий и ведомый),
вместе с втулками и манжетами, кольца и пластины.
После разборки насоса необходимо
промыть все детали, протереть
насухо и затем приступить к осмотру и устранению
дефектов.
Сборку насоса производят в следующем порядке: в
расточки корпуса вставить втулки со стороны крышки
задней; поставить роторы в корпус с втулками,
манжету, пластину, кольцо. При установке манжеты
следует обратить внимание на то, что вырез должен
находиться на стороне входа; в крышку переднюю вставить кольца, манжету и прикрутить все болтами
с шайбами к корпусу; со стороны крышки задней поставить манжету, пластину, кольцо; прикрутить
крышку заднюю болтами с шайбами.
Подготавливать к работе шестеренчатый
трехсекционный насос необходимо в следующем порядке:
- осмотреть корпус;
- закрепить насос болтами по месту установки;
- подсоединить всасывающий и нагнетательный
трубопроводы;
- залить всасывающий трубопровод перекачиваемой
жидкостью (Периодически проверять исправность трубопроводов,
герметичность фланцевых соединении).
При установке насоса в гидравлическую систему необходимо
соблюдать следующие условия:
- ёмкость бака и система охлаждения должны обеспечивать
температурный режим рабочей жидкости. При периодической
работе гидросистемы емкость бака должна быть не менее
1/3 минутной подачи насоса;
- уровень жидкости в баке должен быть не ниже оси
входного отверстия насоса;
- высота столба жидкости над всасывающей трубой в баке
должна составлять не менее 150 мм;
- внутри бака между всасывающим и сливным отверстиями
должна быть предусмотрена перегородка высотой 2/3 уровня
масла в баке;
- отверстие всасывающего патрубка должно располагаться у
дна бака на расстоянии не менее трех диаметров патрубка
от стенки бака и не менее двух диаметров от дна бака;
- отверстие сливного патрубка должно быть расположено
ниже минимально допустимого уровня жидкости в баке;
- в гидравлической системе должна предусматриваться
надежная фильтрация масла, достигаемая установкой
фильтров в заливной горловине бака и на сливной
магистрали системы;
- скорости рабочей жидкости в трубопроводах должны быть:
- во всасывающих - не более 1,5 м/с,
- в нагнетательных - не более 3,5 м/с;
- конструкция привода должна исключать передачу
радиальных и осевых усилий на ведущий вал насоса, а
также исключать попадание масла на торец посадочного
бурта крышки насоса во избежание течи масла из привода
наружу.
При монтаже и демонтаже элементов гидропривода, а также
при замене масла необходимо соблюдать чистоту.
Применяемое масло служит не только рабочей жидкостью для
приведения в действие исполнительных органов машин, но и
одновременно осуществляет смазку подшипников насоса.
Поэтому загрязнение рабочей жидкости механическими
примесями или влагой вызывает образование задиров на
поверхности подшипников и выводит насос из строя.
Масло в гидравлической системе должно быть заменено при
наличии механических примесей до 0,4% по массе.
Во время работы следить за показаниями прибора,
свидетельствующего о давлении на выходе из насоса. |
|
Способы устранения
неисправностей |
Наименование неисправности,
внешнее проявление и дополнительные признаки |
Вероятная причина |
Способ устранения |
Насос не
нагнетает масло в гидросистему или нагнетает
в недостаточном количестве, не создает
давление. |
1. Низкий уровень рабочей жидкости в
баке.
2. Повышенный
износ насоса, в том числе абразивный может
возникнуть по следующим причинам:
загрязнение масла гидросистемы; давление
настройки предохранительного клапана
распределителя меньше рабочего давления
гидросистемы; утечки масла в гидросистеме;
низкая температура масла;
несоответствие направления вращения насоса и
привода.
3. Неисправен
привод насоса. |
1
Долить рабочую жидкость до
нормального уровня
2
Заменить манжеты уплотнения
ведущего ротора. |
Не достигается
максимальное давление. |
Засорился
предохранительный клапан, нарушилась его
регулировка или заедает переливной золотник
гидрораспределителя. Износ деталей насоса.
|
|
Из горловины бака для рабочей
жидкости выбивается пена |
Насос
захватывает и нагнетает в систему воздух:
нарушена герметичность всасывающего
трубопровода; низкий уровень масла в
гидробаке; износ манжеты приводного вала
насоса. |
Заменить манжеты, уплотнительное
кольцо на всасывающем трубопроводе, подтянуть
соединения всасывающей гидролинии. |
Рабочая жидкость протекает через
стык корпуса и крышки насоса. |
Ослабление затяжки болтов
крепления крышки к корпусу.
|
Затянуть болты до предела |
Утечка масла
по приводному валу насоса в картер механизма
привода. |
Износ манжеты
приводного вала насоса или ее выдавливание в
случае несоответствия направления вращения
насоса и привода. |
|
Нагрев насоса и бака для рабочей
жидкости |
Быстрый нагрев рабочей жидкости
вследствие ее протекания сквозь щели,
образующиеся при заедании золотника или
перепускного клапана в распределителе.
Наличие в
масле механических примесей, воздуха,
недостаточный уровень масла в гидробаке.
Забит фильтр гидросистемы.
Длительная работа гидросистемы на предельных
нагрузках (в режиме предохранительных
клапанов); залег предохранительный клапан
или нарушилась его настройка.
Повышенное разрежение в сливной гидролинии
(смятые, зауженные трубопроводы).
Клинение деталей насоса из-за их износа (в
т.ч. гидроабразивного). |
Проверить распределитель и
устранить неисправность |
Шум при работе насоса |
- низкий
уровень рабочей жидкости в баке.
- воздух в
гидросистеме;
- не закреплены трубопроводы, узлы
гидросистемы;
- износ (несоосность) муфты привода насоса;
- вибрируют запорные элементы
предохранительных клапанов;
- кавитация в насосе (перекрыто всасывающее
отверстие, заужены или погнуты трубопроводы,
чрезмерная вязкость масла или его низкая
температура). |
Долить до уровня рабочую
жидкость, и устранить причину ее утечки. |
Самопроизвольное выключение насоса.
|
Неисправность
механизма привода насоса (ослабла пружина
фиксатора). |
|
Разрушение
корпуса насоса |
Загрублен или
неправильно отрегулирован предохранительный
клапан распределителя. Заедает переливной
золотник гидрораспределителя. Низкая
температура масла в системе. |
|
Критерием отказа является утечка через
уплотнение из за выхода из строя манжеты.
Критерием предельного состояния и выработки
ресурса насоса является снижение подачи более,
чем на 20% от номинального значения из за износа
основных деталей, таких как: роторы и
корпус. |
|
|
|
|
|